Обзор рынка электрокаров

Давайте немного про рынок электрокаров. Как мы видим риски перенасыщения электрокарами пока не реализуются и по итогам 2 квартала продажи электрокаров вырастут примерно на 30% по сравнению с аналогичным кварталом прошлого года. На этом фоне мы, возможно, увидим пересмотр долгосрочных прогнозов, которые преимущественно консервативные.

Если брать 2030 год, то консенсус по проникновению электрокаров находится в диапазоне 10% — 20%. При этом прогнозы инвестиционных домов находятся ближе к нижней границе (Goldman Sachs, Citigroup, Credit Suisse), Morgan Stanley по середине и JPMorgan по верхней границе. А прогнозы из отрасли как правило ближе к верхней границе (Volkswagen, Continental, BNEF) с единственным исключением в лице IEA, которые прогнозируют даже меньше 10%. Для сравнения в прошлом году на электрокары приходилось чуть более 2% всех проданных легковых автомобилей, а в этом году будет 3%.

Почему мы считаем, что 10% это консервативная оценка и даже 20% не выглядит агрессивно. Все дело в Европе, где ключевые для авторынка страны заявили о желании полностью отказаться от двигателя внутреннего сгорания и перейти на электрокары. В частности, продажи автомобилей с ДВС будут запрещены в Норвегии с 2025 года, в Германии, Швеции, Дании, Ирландии, а также в некоторых крупных городах Италии, Испании и Голландии с 2030 года.

Во Франции и Великобритании пока что официальными таргетами по запретам продаж ДВС стоят 2040 год, но и там и там обсуждают сдвиг на более ранний срок (2035 год или даже ранее). Также высока вероятность введения запрета в Австрии, Израиле, Португалии и Бельгии. Единственный более-менее крупный регион Западной Европы, который пока отстает, это Швейцария. Однако, учитывая, что кроме запрета продаж во многих странах планируется ввести запрет на эксплуатацию ДВС, сложно представить, что во всей Европе будут ездить на электромобилях, а в Швейцарии нет.

Кроме этого, учитывая растущий спрос на электрокары и одновременное падение спроса на автомобили с ДВС, производители сами перестанут продавать в Европе машины на бензине и дизеле. В среднем в год в Западной Европе продается 15 млн автомобилей. При этом по дорогам Европы ездит 150 млн автомобилей. Если поставить цель отказаться от продаж автомобилей с ДВС к 2030 году и запретить их использовать в 2040 году, то не так сложно посчитать, что в 2030 году европейцам надо купить 16 млн электрокаров. А это уже примерно 15% мирового авторынка 2030 года. А ведь есть ещё Китай, где хотят запретить продажи ДВС в 2040 году и Индия, где планируют перейти на продажи электрокаров в 2030 году (наверно, в эти сроки мы не верим все-таки).

Так что даже 20% это консервативный прогноз. Помешать этим планам может неспособность автопроизводителей так сильно нарастить мощности. Например, осенью прошлого года CEO General Motors сказал, что из-за отличного спроса на Chevrolet Bolt, они увеличат его производство на 20% в 2019 году. Это означает, что GM в этом году может рассчитывать продать всего лишь 25000 Bolt. Nissan, один из лидеров зарождающегося рынка электрокаров, планирует выйти на скорость производства 1 млн электромобилей в 2022 году. В этом плане, конечно, сильно выделяется Tesla, которая уже в этом году продаст примерно 400 000 электромобилей, а показателя в 1 млн достигнет раньше, чем Nissan. Так что неспособность автопроизводителей нарастить мощности может сказаться на всем рынке, но для отдельных игроков это будет только полюсом.